Отзывы о стиле «Илицюань»:
Сергей Дубов
6 — 8 апреля 2001 в Москве проходил семинар по иликцюань. Я был приглашен принять участие в семинаре руководителем российского филиала Международной Ассоциации иликцюань, главным инструктором иликцюань в России — Александром Скалозубом. Семинар проводил Учитель Александра г-н Чин Фансён.
Сразу же хочу отметить, что данная статья представляет собой не академический труд, это не рекламная акция, а просто что-то вроде заметок на полях, своеобразный анализ личных впечатлений и полученного опыта.
Мое отношение к т.н. «внутренним» стилям трудно назвать позитивным. За время своих занятий каратэ, кик-боксингом, тай-боксом и т.п. я переколотил немало «внутренников», разрывая их как Тузик тряпку в течение нескольких секунд. И лишь недавно я пришел к пониманию того, что внутренняя работа является неотъемлемой частью тренировочного процесса, хотя такие стили, как тай-цзи я рассматривал исключительно в качестве терапевтического метода для восстановления, ну и возможно, укрепления организма. Те, кто имеет доступ в Интернет, наверняка встречали в Сети сайт российского отделения Ассоциации иликцюань, ну и по всей видимости обращали внимание на то, что создатели сайта подчеркивают, что стиль иликцюань основан на принципах тай-цзи и Дзен и является боевым стилем. Я помню, что в свое время словочитание «боевое тай-цзи» вызвало массу негативных эмоций и скептических откликов в среде «виртуальных» бойцов. Именно тогда Александр Скалозуб бросил вызов всем желающим убедиться в том, что иликцюань используется, как боевой вид искусства, а не просто в виде оздоровительной гимнастики. Среди тех, кто виртуально выражал свой скепсис, на вызов не откликнулся никто. Многие из тех, кто пришел к Александру, остались. Почему? А все просто…
Первое, что бросилось в глаза и поразило — это телосложение Учителя — г-на Чин Фансёна. Атлетически сложенный китаец: толстенная шея, мощные руки, широченные плечи. Явление довольно-таки не характерное для «внутренников». Второе: феноменальный контроль за действиями противника. Народ на семинар приехал битый, были люди с реальным боевым опытом, присутствовали и хорошие мастера. Понятно, что работать с таким контингентом не просто: каждый пытается проверить, пробить, вывести из равновесия, схватить, заломать и т.п. И пытались…… «А что если я ногой, да еще с дальней дистанции?», «А если серией, по башке да и в бороду парочку прямых зарядить?», «А вот схвачу так-то и так, что тогда?» А тогда……..Вы когда-нибудь боролись с Пустотой? Знакомо ли вам чувство, когда при проведении годами отработанного и поставленного удара, где, как кажется, никогда не было и не может быть потери равновесия, вы просто улетаете черт знает куда! Ну а как вам понравится легкий толчок, в результате которого вы отлетаете на несколько меторов назад, при этом находясь в одной из самых устойчивых позиций? Впрочем подобных вариантов я могу перечислить не менее десятка. Третье: «Сиживали за столом, не беспокойтесь, сиживали» (с) Вот и я, насмотрелся на всяких китайцев, корейцев, вьетнамцев, японцев вдоволь. И знаете в чем состоит принципиальная разница, которая действительно поражает? Чин Фансён дает не только внешнюю форму, он реально наполняет эту форму внутренним содержанием, что, надо заметить, делает не каждый и далеко не всегда. Нет секретов у человека! Вообще мне повезло, я попал на семинар, где человек, рассказывая об общих принципах тай-цзи, реально объяснял внутреннее содержание этих принципов. А может быть дело в поразительной ауре, которая просто прет от Учителя Сэма?
Это, кстати, четвертое, что меня поразило. Мне сложно передать ощущение, которое возникает от волны энергии, идущей от Мастера. Да, 7-го числа был праздник тай-цзи. Если не ошибаюсь, выступало где-то около 14 клубов. Первым выступал г-н Чин Фансён с демонстрацией формы. Видели тигра на охоте? Уссурийского? Именно уссурийского, а не чахлого индийского недоедыша. На мой взгляд, никто из выступавших после Мастера не смог показать…Как бы это назвать? Лучше всего подойдет термин «наполненность». Были представители, которые демонстрировали неплохое мастерство, но я не увидел той «наполненности». Крутит человек свою форму, и глядя на него понимаешь — пустой он. Гоняет мух, создавая вокруг себя аэрозольное облако пота и все.
Я специально не вдавался в рассказы о технике стиля и каких-либо специфических приемах. Мне лично семинар помог понять многие принципы и механизмы внутренней работы в моем направлении — каратэ Годзю-рю. Иликцюань — это прежде всего практика. Это труд, тяжелый, ежедневный труд, это понимание и осознание своего истинного «я». Это…
Это — искусство. Реальное, боевое искусство.
С уважением,
Сергей Дубов
Вице-Президент
Федерации Годзю-рю Дзюндокан
и Рюкю кобудо Украины
P.S. Небольшое предупреждение для «виртуальных» бойцов и скептиков — если у вас будет желание проверить, насколько реален иликцюань в боевом применении, учтите — Александр Скалозуб — далеко не подарок.
Александр Журавлев
Во время последнего пребывания в Москве Главы школы Илицюань – СиФу Чин Фансена в мае 2010 г., благодаря любезно предоставленной Президентом Межрегиональной Федерации Илицюань Александром Валентиновичем Скалозубом возможности, имел счастье пару раз пообщаться в неформальной обстановке с СиФу Чин Фансеном. И хотел поделиться впечатлениями.
Я сразу спросил — как мне следует его называть – он ответил — Сэм. Это его имя для европейцев. Чин Фансен производит впечатление крепкого, полного сил человека и при этом абсолютно расслабленного, спокойного. Но при дальнейшем общении становиться видно, что это внешнее спокойствие на самом деле является чем-то иным. Его состояние и настроение скорее можно назвать сбалансированным или нейтральным. Пока тебе нечего спросить он не обращает на тебя внимание, но и не игнорирует. Как только ты начинаешь спрашивать он включается и начинает с интересом, спокойно и с расстановкой объяснять. Его объяснения чем-то напоминают буддийские диалоги. Нет, он не задает загадки и не говорит афоризмами. Но то, что он говорит, заставляет задуматься над сутью самых простых вещей, которые всегда казались понятными. И тут вдруг ты понимаешь, что просто не задумывался на эту тему. Как правильно подметил А. Скалозуб в одной из бесед – некоторые вещи на столько очевидны, что их суть очень трудно осознать без посторонней помощи.
Беседы с Чин Фансеном произвели на меня огромное впечатление, но не сразу. После первой встречи мы поговорили о том что из себя представляет Илицюань и он, по моей просьбе сделал несколько демонстраций. Но о них позже.
Я вышел без каких либо неординарных впечатлений. Он творил чудеса, но почему-то эйфории по этому поводу у меня не было. Да китаец, да, наверное мастер, да, в Буддизме разбирается, боец, штуки прикольные показывает… а у меня еще 2 встречи по работе и через пробки могу не успеть.
Мы говорили о балансе, о взаимодействии Инь и Ян, о Тайцзи, о назначении Илицюань и его отличии от других боевых систем. Причем Сэм с легкостью, не задумываясь очень глубоко и подробно отвечал на самые каверзные мои вопросы. Даже на вопросы типа кто сильнее – Муай Тай или Илицюань, о роли и месте спортивных соревнований в современных БИ. В общем на все те вопросы, по которым в сети развиваются дебаты между непримиримыми сторонниками СЕ и ТБИ. В Илицюань такого конфликта нет.
Он как-то сказал с усмешкой — «меня часто спрашивают как выглядит Илицюань в драке… как, как!? Как драка!»
Мне очень хотелось «пощупать» Мастера и я попросил показать его то, о чем все говорят – замораживание и паутинные нити. Сэм сразу объяснил, что замораживание (обездвиживание) в реальном бою будет лишь на мгновение, чтобы остановить натиск противника и перейти к атаке. Не просвещенный наблюдатель может и не заметить эту технику. Скрестив со мной руки, он одним движением с амплитудой в несколько миллиметров выстроил все мое тело так, что я мог стоять, мог и двигаться, но… любое моё действие открывало ему путь для атаки или лишало меня баланса. Он мог мной управлять, а я не имел такой возможности. Это шах и мат как в шахматах. И это замораживание.
Дальше Чин Фансен продемонстрировал паутинные нити, также сказал, что это больше способ наработки и проверки качеств. В бою все будет проще. Но эта техника дает возможность знать о противнике все, когда он только имеет намерение совершить действие. Он подчеркнул — знать.
Сначала он одним движением выстроил мое тело в положение равновесия, такого равновесия, которое я сам не мог найти. Он сделал это одним движением, взяв меня за локти и вуаля – баланс в каждом суставе. Он пояснил – сейчас ты в полном балансе. Изменившись в точке контакта в районе локтя на миллиметр он подвинул мое плечо, точнее там возникла точка напряжения и я смог четко проследить путь в моем теле до этой точки. Баланс был разрушен. Сэм пояснил – в плече. Изменившись еще чуть-чуть, он заставил большой палец моей ноги фактически воткнуться в пол, потом добавилась пятка, потом прибавился большой палец и пятка другой ноги. Было ощущение, что я прибит к полу в этих местах. Потом он с хитрой улыбкой начал делать следующее: изменяясь на миллиметр в точках контакта, он поочередно на каждой ноге вбивал в пол все по очереди пальцы на ногах, заказывая сначала определенный палец. Другая нога оставалась неизменной, прибитой к полу в двух местах. Это и были паутинные нити. Я ощущал себя марионеткой, у которой ниточки находятся внутри тела, а дергает за них Чин Фансен.
Продемонстрировал он и знаменитую защиту, когда при ударе атакующая рука как бы прилипает к его руке и попадает под контроль. Причем через одну точку контакта он фактически берет под контроль все тело.
Он разрешал с ним делать все, что я хотел, и всегда был на высоте.
Чин Фансен обладает способностью тотального контроля действий противника через току контакта и способностью получить эту точку контакта ТАК КАК ОН ХОЧЕТ И КОГДА ХОЧЕТ.
Он не молодой уже человек, и его в общем можно победить, наверное, как и любого другого человека. Но уровень его владения навыком можно однозначно отнести к разряду искусства.
Чин Фансен сказал, что целью занятий Илицюань является понять кто ты есть на самом деле.
Через несколько дней я вдруг стал постоянно думать о том, что он говорил про смысл занятий БИ, про баланс, взаимодействие Инь и Ян, пребывание в моменте и других базовых понятиях Илицюань. Я вдруг смог понять и почувствовать вещи, которые не мог понять много лет. Я был в легком шоке. Но А.Скалозуб меня успокоил – это нормально, Чин Фансен так учит, тут нечего пугаться и удивляться.
Да я и не испугался. Я просто очень благодарен очень большому Мастеру, реальному бойцу и настоящему Учителю СиФу Чин Фансену за те уроки, что он мне дал. Они дорого стоят. Также я благодарен Александру Скалозубу, без которого эти встречи никогда бы не состоялись, Дарье Сергеевой за помощь в переводе и судьбе что все так сложилось.
Александр Журавлев
Stephen Chan’s Wing Chun Association (Russia)