Оптимальный вариант для самообороны – найти секцию подходящего боевого искусства или спортивного единоборства, освоиться там с базовой техникой, помимо этого – время от времени посещать семинары по уличной самообороне.
Цель боевых искусств прозрачна. Она в том, чтобы готовить бойцов, которые будут обезвреживать и уничтожать преступников. Готовят не спортсменов, которые будут побеждать на чемпионатах, не шоуменов, что поднимут до самых звезд рейтинги популярности, – а именно бойцов, воинов. Имеются в виду не только профессиональные военные, но и мирные граждане, которые смогут дать отпор врагу, если надо.
И в боевых искусствах, и в спорте есть тренировочные бои. Тренировочные бои в спортивных единоборствах подводят к боям на соревнованиях с «условным противником». Тренировочные спарринги в боевых искусствах готовят человека к схваткам с реальными преступниками.
Конечно, боевая подготовка к уличной драке отличается от самой драки. Много чем. Например, тем, что бои на тренировках всегда проводятся после разогрева связок и мышц, а преступники разогреваться не дают. Что же они дают? Одно за другим кровавые уличные столкновения. Их было столько, что человечество накопило огромный опыт подготовки людей, способных себя защитить. Отчасти этот опыт отражен в боевых искусствах Востока и Запада.
Боевые искусства не сводятся к техническим навыкам. Важное место в них занимает воспитание боевого настроя, бойцовского духа. Согласитесь, что эта тема выходит за рамки жизни спецподразделений и отрядов самообороны.
Умение настырно сражаться за правое дело вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, мужество, стойкость, смекалка, – эти бойцовские качества нужны всем людям.
Для чего конкретно создавались боевые искусства
У каждого боевого искусства имеется своя история, пусть даже короткая. Из истории мы узнаем, зачем это боевое искусство было создано, как оно развивалось.
Отечественное боевое искусство – армейский рукопашный бой – возник в воздушно-десантных войсках СССР. У десантников имеется современное оружие, но иногда боевую задачу нельзя выполнить без «рукопашки». Поэтому в армейском рукопашном бое мы находим внушительный арсенал борцовской и ударной техники.
Издавна самураи обучались сражению на мечах по всем правилам боевого искусства. Теперь даже в Японии люди вооружаются чем угодно, только не мечом. Многие техники боевых искусств с течением времени утратили актуальность. Теперь их практикуют как искусство ради искусства. Есть и другое применение боевых искусств.
Совершим еще одно погружение в старые времена… Согласно легенде, Япония захватила остров Окинава, и новые власти запретили островитянам иметь оружие, тогда-то в ответ развилось искусство боя голыми руками.
Карате формировалось именно как техника самообороны. Ставка делалась на удары, классический принцип карате – икен хисацу – состоял в том, чтобы сразить врага одним молниеносным ударом.
Этот принцип не имеет отношения к спортивным нокаутам, и он до сих пор актуален при самозащите от преступников. Только вот много ли современных каратистов руководствуется в спаррингах этим принципом?.. До сих пор некоторые тренеры по карате советуют на тренировках делать приветственный поклон – высокий, поскольку противника надо всегда видеть, ведь он может напасть, не дожидаясь команды к бою. Спортсмены воспринимают этот совет саркастически, а ведь в нем бьется жилка боевого карате.
На основе боевых искусств за последнее столетие создан ряд спортивных единоборств. С середины XX века заметен и обратный процесс: отдельные спортивные единоборства сближаются с боевыми искусствами, тренеры используют отточенную на соревнованиях базовую технику и моделируют на спортплощадке уличную драку. Открываются секции боевого дзюдо (combat judo), выходят учебные пособия по уличному боксу (street boxing)…
Как смоделировать уличную драку на тренировке?
Вот вопрос, важный для самооборонной темы. Чем ближе мы на тренировках к условиям реальной уличной драки, – тем травматичнее. Как же на тренировке моделируют уличную драку, избегая травматизма? По-разному. Опишу несколько способов, они не являются альтернативой друг друга и используются в разных комбинациях.
1. Во время тренировочных боев запрещены самые опасные техники: удары по глазам и по позвоночнику, болевые воздействия на мелкие суставы… Под запретом оказываются как раз техники очень эффективные и часто встречающиеся на улице. Эти техники отрабатываются на манекене, или, соблюдая предосторожности, – отрабатываются с заранее предупрежденным партнером (не в полную силу, не на скорости).
2. В спаррингах используют протекторы: разнообразные шлемы, капы, перчатки всяческих модификаций, раковины и пр. Защита с одной стороны предохраняет от травм, с другой должна частично доносить пропущенный удар до адресата, чтобы ошибка в спарринге была уроком. За последние десятилетия появился большой выбор протекторов, правда, они пока далеки от совершенства… Понятно, что при уличной самообороне протектором нам служит лишь наша одежда, особенно зимняя.
3. Некоторые боевые искусства хотят превратить само тело бойца в защитные доспехи. Как? Ударные поверхности тела делаются малочувствительными через набивку, а корпус – через накатку и создание мышечного корсета. К сожалению, набивку нередко переоценивают. Порой относятся к ней фанатически, уродуют себе суставы, вместо того, чтобы потихоньку укреплять их.
К тому же есть тренеры, которые без оглядки поощряют «уличные спарринги». Люди на них травмируются, но продолжают упорно спарринговаться. Тренер их похваливает: «Настоящие бойцы!» Впрочем, сам тренер в таких спаррингах почему-то не участвует, чужой боли не чует, о чужом здоровье не печется.
Недавно каратист Йон Блюминг обратился к нашим соотечественникам, занимающимся кёкушин. Он дал два дельных совета, примерно в таких словах: «Не стремитесь направленный против вас удар принимать в набитый корпус. Если вы получили травму, пролечитесь. Потом возвращайтесь к тренировкам». Разумный подход у Блюминга: тренировки должны здоровье прибавлять, а не отнимать.
4. Есть еще один способ уменьшить травматизм – совсем отказаться от свободных контактных боев. Отдельные школы восточных единоборств пошли на полумеры и практикуют лишь бесконтактные свободные спарринги (острые на язык критики называют их танцами). Некоторые тренеры, проводящие семинары по уличной самообороне, вообще отказались от свободных спаррингов. Они хвалятся тем, что техника у них такая суперэффективная, что свободные спарринги будут кончаться реанимацией. Правы ли они? Без живых спаррингов не узнаешь. Будем эти заявления считать рекламой.
Мы перечислили четыре способа снизить травматизм. Суммируем их коротко. Здравый смысл подсказывает исключить наиболее опасные техники из свободного спарринга, иначе нужно отказаться от живых боев вообще.
Между тем, живые бои вполне можно проводить, используя протекторы и умеренную набивку ударных поверхностей. На таких живых боях люди и натаскиваются на уличную самооборону.
«Вдруг война, а я уставший»
При занятии боевыми искусствами есть еще момент, относящийся к моделированию уличной драки. Это когда ставят в спарринг уставшего бойца со свеженьким. Ведь на улице преступники могут напасть в любой момент, когда человек предельно вымотан после трудового дня, когда всерьез загрипповал и ноги еле передвигает.
Хотелось бы отметить, что на занятиях боевыми искусствами почти не встречаются бои «на ощупь», бои в лифте и на лестнице, с «травмированной» правой рукой, с табуреткой против ножа и т. п. А ведь это все тоже относится к моделированию уличной драки.
Обычно все это отрабатывается на специальных семинарах по уличной драке, они так и называются: street fighting. Сюда же относятся и более регулярные занятия израильского прикладного рукопашного боя (крав-мага).
Мой знакомый алтарник ходил на бокс, потом посетил одно занятие по стрит файтингу. Отзанимался, побеседовал с тренером. Тот ему предложил: «Освойте боксерскую базу, после приходите, будет больше толку. На проработанную ударную базу у Вас хорошо ляжет вся стрит-файтерская специфика».
Видимо, тренер в чем-то прав. Правда, толк будет и от самих семинаров по уличной самообороне (если тренер толковый). А вообще, уличные ситуации хорошо отрабатывать в режиме отдельных семинаров на какую-то тему («Преступник навел на Вас пистолет»), или в режиме цикла из нескольких тренировок («Как чаще всего преступники атакуют ножом»).
Постоянно выживаемостью на улице могут заниматься только фанатичные «выживальщики» или же… Или же те, кто под вывеской про уличную самооборону дает помимо отработки реальных ситуаций – еще и освоение некой базовой техники. Базовая техника стрит-файтеров взята из тех же боевых искусств и спортивных единоборств. Часть тренеров это признают. Прочие убеждают нас, что в основу их тренировок положена наука биомеханика и богатый опыт контртеррористических операций.
Оптимальный вариант для самообороны – найти секцию подходящего боевого искусства или спортивного единоборства, освоиться там с базовой техникой, помимо этого – время от времени посещать семинары по уличной самообороне. Или же заниматься прямо стрит-файтингом, при условии, что тренер уже встроил туда программу овладения подходящей базовой техникой (встроил «движок»).
Будем считать, что тему о боевых искусствах с точки зрения реальной самообороны мы коротко обсудили.
В следующей статье посмотрим, как уличная самооборона представлена в кино и других продуктах шоу-бизнеса.
диакон Павел Сержантов