Мнение об Илицюань и Тайцзи-цюань:
«Тайцзи-цюань стало искусством Великого предела, только благодаря тому, что в его основе лежали основополагающие принципы, взятые из самой природы вещей, из устройства окружающего мира. Принципы построения вселенной и практики тайцзи-цюань единые. Об этом свидетельствует монада тайцзи, где соблюдается баланс инь и ян постоянно и непрерывно. Следование природным энергиям и использование их, тоже принцип. Нахождение в текущем моменте, нейтральность, восприимчивость и поток внимания, это таковость, еще один принцип.
Форма шара, движение шара, энергия шара, состояние шара, важные принципы. На самом деле их не так много. Понять и запомнить их можно без труда, но вот с воплощением их в себе, в теле, в сознании и разуме непросто, необходима тщательная проработка.
Так вот, если при исполнении формы (формального комплекса) кем-либо присутствуют все принципы, то это тайцзи-цюань. Если отсутствует хотя бы один, по причине недостаточного мастерства или знания, тайцзи исчезает, его нет. В этом его сложность и уникальность. Кроме того, стилей тайцзи-цюань много, формы у них похожи и не похожи. У каждого есть стилистические особенности, то есть, расставлены акценты на определенный вид движений, технику и применение. Но есть у них и общее, это единые принципы, которые соблюдаются, и здесь нарушать их нельзя ни для каких стилистических особенностей.
Я сам занимаюсь тайцзи-цюань около 20 лет, пытаясь познать принципы и вставить их в свою форму. И почти половину этого срока посещаю семинары Гранд Мастера и основателя стиля илицюань Чин Фансена. Это сравнительно молодой стиль, созданный его отцом, который уже отошел от дел, создан был на основе точного понимания всех принципов тайцзи и называется бесформенным стилем, потому что это тоже принцип тайцзи. Несмотря на то, что форма (формальный комплекс) в тайцзи-цюань обусловлена, то есть имеет четкую последовательность движений, а в нашем мире нет ничего постоянного, в нем постоянны только перемены, и еще, пожалуй, расписание нашего клуба (это шутка), любое движение может быть продолжено другим, соответствующим ситуации. В этом ее бесформенность, которая становится понятной только на определенном уровне мастерства. Так вот, изучение илицюань и принципов, которые раскрывает Чин Фансен на своих семинарах, дало мне колоссальный объем понимания и практического постижения искусства. На самом деле это тайцзи-цюань семьи Чин… Привнесение методологии постижения принципов, вот то, что делает мастерство Чин Фансена уникальным. Он мастер, как боец и мастер, как учитель. Новая современная терминология – плоскости вращения, верхние и нижние руки, точка контакта, поток внимания, центры стоп, вертикальная выстроенность, статический и динамический цетры, прилипание, замораживание, открытие точки Мин-мень, вбирание через куа, центры масс и другие, делает искусство понятным современному человеку и позволяет применить научный подход не только к биомеханике, но и к энергетике процессов.
Теперь главное. Традиционно тайцзи познается через форму, а илицюань через парную работу. Это стало великолепным дополнением одного другим в постижении принципов, чем я и воспользовался.
Вот то, что дала мне форма тайцзи-цюань стиля чень. Это раскрепощение, пластичность движений, подвижность суставов, подвижная мягкость, внутренняя структура, специфические удары, изощренные болевые приемы цин-на, вращение чань-сы в сухожилиях, энергетика мягкой и жесткой силы, культура движений тайцзи.
Вот то, что дала мне илицюань. Это осознанность себя и противника через точку контакта, следование и прилипание, непрерывное направление усилия на центр противника, вращающиеся и липкие руки, основы замораживание, одновременность защиты и атаки, баланс структуры, объединение с противником, равновесие, обтекание усилий, распознавание импульса силы противника, расширение внимания и поток внимания.
Это конечно не все, не самый подробный список, а только его часть. И как видите, одно прекрасно дополняется другим, а главное позволяет не зашоренно смотреть на кажущиеся отличия стилей, брать истинное и применять его для постижения принципов, единых для всего.
Неотступное следование традиции, это очень хорошая черта для ученика. Но в истории различных стилей боевых искусств, и не только, всегда было так: были Великие Мастера, а их ученики уже не достигали тех высот. Так же и ученики их учеников, не превосходили своих учителей. Искусство начинало потихоньку катиться под горку, упрощаться, деградировать. И в каком-то поколении возникал всплеск, в виде очередного Великого Мастера, который превосходил своих учителей. И часто это было на стыке стилей, так возник стиль Ян в тайцзи, да и наверное другие тоже. Мастер понимал что-то гораздо лучше своих учителей и достигал такого уровня, что его переставали понимать, и даже, не признавали сами учителя, и ему приходилось основывать новый стиль…Вся история искусств состоит из периодических всплесков талантов с большой буквы, а остальные периоды склонны к затуханию.
Таким Мастером является Чин Фансен, постигший и привнесший чистоту принципов тайцзи в их истинном свете, старающийся передать свои знания и умения всем нам! Его смело можно поставить на одну доску с лучшим Мастером тайцзи, жившим в начале прошлого века, Чень Факэ, представителем 9-го поколения ортодоксального тайцзицюань клана Чэнь, который к тому же был правнуком Чэнь Чансина, предыдущего Великого Мастера. Это будет заслуженно. И жаль что настоящих мастеров так мало, а нам повезло иметь честь общаться с ними. Поэтому, этой статьей я пытался выразить искреннюю благодарность Мастеру и Человеку Чин Фансену. Благодарность и низкий поклон вам.»
Алексей Сощенко
2015г.