На протяжении тысячелетий в Китае считается, что правильное питание – это один из важнейших «китов» здоровья и профилактики болезней. Придерживаться диет или питаться как хочется? Эти два вопроса всегда были и остаются объектами для дискуссий и споров. Китайская философия имеет свой собственный взгляд на эти вопросы.
В Китае считается, что болезнь наступает по нескольким причинам: при неправильном питании и недостатке физической активности. Плохие мысли, вредные привычки, беспокойство, раздражение, зависть, отчаяние – все это так же являются причинами болезней. Редко болезнь случается внезапно, как правило, она накапливается в течение некоторого периода времени. Поэтому человеку нужно со вниманием отнестись к своему здоровью и не допускать развитие болезни.
Двадцатый век внес существенные изменения в структуру питания людей. Б. Франклин говорил: «С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа». Согласно восточной философии, пища условно делится на несколько видов: чистая — это молоко, орехи, натуральное масло, фрукты, овощи, злаки; возбуждающая — мясо, яйца, рыба, горячие блюд, приправы, алкоголь; нечистая – залежалые продукты.
Сейчас современный человек слишком много употребляет возбуждающей пищи. И от этого испытывает в своей жизни множество проблем, как чисто физических, так и психологического свойства. В результате чего развивается целый комплекс патологий повышенная нервозность, расстройства сердечно-сосудистой системы и другие заболевания. Что же касается модных диет, то последователи восточной медицины считают, что они больше забирают здоровье, чем дают.
Согласно древнекитайской философии все в мире делится на «инь» и «ян»- это два вида энергии, которые проявляются всегда и везде и не могут существовать одно без другого. Люди, как и все в мире подразделяются по своему типу на «инь» и «ян». Очень часто под влиянием различных факторов происходит дисбаланс «ян» и «инь» в организме. С пребыванием «инь» убывает «ян» и наоборот. Такой дисбаланс приводит к болезни организма.
Так как любое заболевание это следствие увеличения или уменьшения «ян» или «инь» то регулируя эти энергетические системы, можно полностью восстановить здоровье. Китайские врачи широко применяют эти принципы, используя «ян» и «инь» продукты питания, ведь пища тоже делится на «ян» и «инь».
Продукты «инь»: вода, соль, кефир, морковь, огурец, арбуз, виноград, баклажан, кабачок, тыква, капуста, помидор, шпинат, рыба, мясо свинины, грибы, орехи…
Продукты «ян»: сахар, черный и зеленый чай, яйцо, гречиха, макароны, рис, пшеница, картофель, чеснок, лук, банан, груша, мясо: баранина, говядина, курица, кролик, утка…
Для понимания китайской философии питания кроме учения о системе «ян» и «инь» так же важно понять «Теорию о пяти элементах»: Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево.
Считается, что человек, как и вся Вселенная, состоит из этих пяти элементов. Каждому элементу соответствует определенные органы: земле — селезенка и желудок, огню — сердце и тонкая кишка, воде — почки и мочевой пузырь, металлу — легкие и толстая кишка, дереву – печень и желчный пузырь. В этом цикле огонь помогает порождать землю, земля в свою очередь порождает металл, металл – воду и т.д. Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размягчить металл; металл может резать дерево. В цикле контроля дерево контролирует землю, земля – воду, вода – огонь, огонь – металл, металл – землю. Согласно данной теории в человеческом организме происходят такие же процессы созидания и разрушения и контроля, которыми можно управлять с помощью правильно подобранной диеты.
Пять элементов и соответствующие им продукты питания:
— Огонь (имбирь, кари, жареное мясо, кукуруза, красная чечевица, семя подсолнуха, фисташки, томаты, свекла, корень одуванчика, красный перец, вишня)
— Земля (просо, ячмень, горох, семя тыквы, капуста, сельдерей, абрикосы, корица, морковь,шпинат, инжир, апельсин, папайя, ананас, клубника, мясо)
— Металл (рис, соя, миндаль, спаржа, брокколи, сельдерей, огурец, лук, редька)
— Вода (гречиха, черная фасоль, грецкий орех, грибы, гранат, малина, арбуз, сыр)
— Дерево (овес, пшеница, рожь, зеленая чечевица, кешью, зеленый перец, салат, цукини, авокадо, виноград, лемон, лайм, слива)
Продукты подбираются с учетом влияния на больной орган, например если у человека астма (металл), то ему нужно употреблять в пищу продукты, которые будут усиливать элементы Металл, Землю и Огонь. Питание зависит и от времени года, например, если это лето (огонь, горячий), то нужно потреблять больше охлаждающих продуктов, зимой (вода, холод) наоборот увеличить потребление согревающих продуктов.
Конечно, к питанию по системе пяти элементов нельзя относиться как к диете, в привычном смысле этого слова. В Китайской философии питания не существует строгих правил, главное это уметь слушать свой организм и понимать, почему одни привычки в питании, образе жизни чреваты болезнями, а другие ведут к здоровью и долголетию. Ведь еще английский ученый Д. Леббак писал:
«Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания чем от врачебного искусства».
Взял отсюда: haogang.ucoz.es