Многие люди задаются вопросом: «Какие стили ушу являются «внутренними», а какие «внешними» и каковы отличия одних от других?»
Попробуем разобраться…

«Как правило, к внутренним относят: тайцзицюань, багуачжан и синъицюань. Зачастую, исходя из термина «внутренние», люди, которые не в теме, понимают под ним энергетически-мистические стили, созданные бессмертными даосами.

По одной из версий, в конце XIX века Лю Дэкуан, Чэн Тинхуа, Гэн Цзишань, Ли Цуньи и Лю Вэйсян во время встречи в Пекина побратались и решили создать «внутреннюю семью стилей», состоящую из трёх вышеперечисленных стилей. Лю Дэкуан представлял тайцзи, Чэн Тинхуа – багуа, а Гэн Цзишань, Ли Цуньи и Лю Вэйсян – синъи. Таким образом возникла линия «трёх стилей», названная «нэйцзя» (стили внутренней семьи). Сам термин «нэйцзя» имеет старые корни и означает «нечто, сохраняющееся внутри семьи, не выносящееся наружу». Этот вариант возникновения объединительного термина «нэйцзя» для трёх стилей описывал учитель синъи – Лю Вэйсян (1862-1936). Также некогда существовал и отдельный стиль «нэйцзяцюань» — кулак внутренней семьи, в наши дни исчезнувший. Упоминание об этом стиле есть в «Эпитафии на могильном камне Ван Чжэннаня», датируемой 1699 годом. Стиль «нэйцзяцюань» никоим образом не связан с тайцзицюань, багуачжан и синъицюань. Багуачжан в то время ещё не существовало.

Вторая версия возникновения термина «нэйцзя» связана с именем Сунь Лутана. Именно он и ещё несколько мастеров других стилей объявили себя побратимами и открыли школу боевых искусств, названную «Залом стилей внутренней семьи», в которой преподавалось три стиля: тайцзицюань, багуачжан и синъицюань. Вначале в этой школе планировалось объединить в один стиль не три, а четыре стиля. Добавить к тайцзицюань, багуачжан и синъицюань северовосточный тунбэйцюань. Однако из-за ссоры Сунь Лутана с Чжан Цэ (тунбэй), такого объединения не произошло.

Со временем, термин «нэйцзя» все больше подхватил народ, упуская изначальную его суть и нюансы истории возникновения. Постепенно невежественные люди стали считать стили нэйцзя особенными, так как в Китае «внутреннее» зачастую (или даже всегда) имеет приоритет над «внешним». В результате этого, все остальные стили ушу в народе стали называть «вайцзя», то есть «внешние», хотя на самом деле такое их определение в корне неверно. Внутренними являются не стили, а методы. Во всех стилях ушу есть как внутренние, так и внешние методы, независимо, относится стиль к «нэйцзя», или к «вайцзя».

Также зачастую «нэйцзя» путают с «нэйдань» — школами внутренней алхимии, которые были довольно тесно связаны с тайными даосскими сектами.»*

На сегодняшний день известно более трехсот стилей и направлений ушу.
О некоторых из них можно почитать здесь: Википедия.

*Автор: некто «Малак» с budo-forums.ru